Московские девелоперы тратят 5–8% от строительной себестоимости проектов на комфортную среду обитания
Отношение столичных застройщиков к необходимости создавать комфортную жилую среду быстро эволюционирует в кризис от «отделаться всеми правдами и неправдами» до «это помогает продажам». Муниципальные власти подчас даже не поспевают за креативными девелоперами и не готовы брать на баланс продвинутые объекты социальной инфраструктуры в новых жилых комплексах.
Сейчас самое важное для покупателя – это бюджет покупки, напоминает Павел Родин, управляющий партнер и совладелец компании «Бест-новострой». Но для тех, кто не ведет ковровую панельную застройку в области, это означает: придется продавать более качественные ЖК по цене коробок без отделки в Москве и Подмосковье. Хотя это уже на грани рентабельности, уточняет Родин. Девелоперы «перешли от конкуренции ценовой к конкуренции общественных пространств», говорил Владислав Луцков, директор по инвестициям Est-a-Tet, на круглом столе в «Ведомости. Недвижимость» в октябре. Его участники согласились, что так называемые обременения – школы, детсады, поликлиники, дороги, подстанции, спортивные площадки, паркинги, благоустройство и т. д. и т. п. – позволяют делать более ликвидные проекты, а если повезет, то продавать с премией к рынку. А также демонстрировать социальную ответственность бизнеса покупателям и властям.
Алексей Белоусов, коммерческий директор Capital Group, считает, что власти и должны развивать действительно общедоступную социальную инфраструктуру: «Девелопер не может этого делать». Деньги на это застройщики отчисляют. Раньше были инвестконтракты и «городская доля» – застройщик платил за право строить квадратными метрами или деньгами: «В центре – до 50% жилой площади, на периферии – около 30%». Сейчас терминология изменилась, выкупаются права аренды участков под застройку, но это те же 30–50%, которые мы платим за право строить», – утверждает Белоусов.
В чистом поле и без инфраструктуры – это будет дешевое гетто для мигрантов, считает Тимур Сухарев, коммерческий директор компании «Реставрация Н». «Люди хотят понимать, где будут учиться их дети, где они будут лечиться, как проводить досуг», – поясняет он. Иначе не продать ни микрорайон эконом-класса, ни элитный квартал. «В «Фили град» 70% интересующихся уточняли: а будет ли детский сад, будет ли спортивная составляющая? Всем хочется жить в комфортной среде, сейчас это вопрос ликвидности проекта», – подтверждает Ирина Дзюба, партнер, член совета директоров MR Group.
По словам Николая Мороза, руководителя «ТОП НОВОСТРОЕК РУ», сколько должно быть в крупных проектах детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, объектов здравоохранения, зависит от количества будущих жителей и наличия действующих учреждений неподалеку от строящегося проекта. Например, согласно принятым летом 2014 г. в Подмосковье новым нормативам градостроительного проектирования на 1000 человек должно приходиться 65 мест в детском саду, 135 мест в школе и не менее 22,6 посещения в смену в поликлиниках. Учащиеся младших классов должны тратить на дорогу в школу не более 15 минут, старшеклассники – не более 50 минут, перечисляет Крючков.
«Если уже действующие учреждения имеют вакантные места и могут принять будущих жителей возводимого проекта, социальные обязательства снимаются с застройщика», – уточняет он. Но чаще бывает наоборот, рассказывали «Ведомостям» участники рынка недвижимости, тех же школ почти повсеместно не хватает, а построенный с расчетом на покупателей жилья детсад мгновенно заполняется очередниками.
Но передавать построенные по городским нормативам объекты на баланс местным администрациям удается, как правило, только если есть соответствующий инвестконтракт, об этом рассказали в «Лидере» и MR Group. В противном случае объекты социнфраструктуры висят на застройщиках.
«Мы строим все новые жилые комплексы, и постепенно объектов инфраструктуры у нас оказывается больше, чем текущих девелоперских проектов. Если так дальше пойдет, придется менять бизнес», – шутит Григорий Алтухов, коммерческий директор ФСК «Лидер». MR Group выручает опыт работы с коммерческой недвижимостью – помогает находить операторов, говорит Дзюба.
Партнер «Химки групп» Дмитрий Котровский не видит смысла дискутировать на тему, надо ли строить школы и детские сады: «Что обсуждать, если это в нормативах прописано?» В Новогорске, по его словам, они сделали больше нормы и в том, что касалось состава и объема инфраструктуры, оборудования, и в том, что касалось параметров спортивных сооружений (высота потолка академии художественной гимнастики – 17 м вместо 14 м, чтобы ленточки гимнасток не цеплялись за потолок). В школе единоборств (2500 кв. м) 70 000 руб. за 1 кв. м стоили общестроительные работы и 60 000 руб. за 1 кв. м – отделка и специальное оборудование. Теперь ежегодный имущественный налог на это строение составляет 10 млн руб. в год плюс бремя содержания. По словам Котровского, «Химки групп» готова первые 5–6 лет оплачивать эти издержки: «Что будет потом – вопрос. Насколько будут родители готовы платить за обучение детей, каким будет спрос на подобную инфраструктуру?» Снизить нагрузку можно, если принять в школу бесплатных учеников, до 1500 человек в месяц, но такое решение компанию не устраивает.
Марина Резвова, заместитель гендиректора концерна «Крост», отмечает «колоссальный запрос на качественное образование», а также то, что «власти не имеют в бюджете лишних денег, чтобы эксплуатировать и обслуживать улучшенный набор инфраструктуры». По словам Резвовой, в одном из детских образовательных центров в Москве, который построил «Крост», пребывание ребенка стоит 50 000 руб. в месяц – для Москвы это приемлемо, считает она (образовательное учреждение «Хорошевская гимназия» включает детский сад на 150 мест и начальную школу на 100 мест). В области частные операторы с помощью субсидий от правительства Московской области могут выставлять цены по 20 000–25 000 руб. в месяц.
Но платные заведения только для жильцов нельзя называть социальной инфраструктурой, категоричен Белоусов. По его словам, это лишь «фишка», маркетинговая упаковка, чтобы продать проект. «Вы честно говорите покупателям, сколько будет стоить обучение в школе? Сможете после этого продать?» – вопрошал он у коллег. Коллеги считают, что смогут, хотя около 70% квартир в массовом сегменте в настоящее время покупается по ипотеке. Треть дохода семьи уходит на погашение кредитов, и лишних денег просто нет. Покупателей все больше волнует последующая стоимость эксплуатации замечательных благоустроенных территорий и цена детсада или школы, отмечает Луцков.
Если муниципалитеты не имеют достаточно средств и специалистов, чтобы эксплуатировать объекты, построенные и оборудованные «более качественно, чем требуют нормативы» (большинство застройщиков скромно, но настойчиво подчеркивают, что делают «больше нормы»), то хотя бы с помощью субсидий они могли бы сделать услуги более доступными для конечных пользователей, считают строители.
Будут школы, стадионы и поликлиники переданы местным администрациям или девелопер найдет для них частного оператора – в любом случае возведение этих объектов и благоустройство закладывается в себестоимость и конечную цену квартир.
По оценке Резвовой, доля затрат на инфраструктуру относительно невелика – около 5% от строительной себестоимости. В «насыщенном» жилом комплексе «Арт» в Красногорске на 10 га вместили шесть жилых башен, спортивный парк, детский сад, каток и т. д., на создание комфортной среды (не считая многоуровневого паркинга, по ее словам, было потрачено 5–8% от сметной стоимости).
Андрей Пучков, гендиректор Urban Group, оценивает эту статью расходов в 12–15% от себестоимости. Цифры невелики, но и маржа у девелоперов сжалась, а кроме того, застройщик по 214-ФЗ не имеет права использовать средства дольщиков и строит инфраструктуру за свой счет или на заемные средства, уточняет Пучков. Делать – и продавать – «улучшенную среду» можно лишь в Москве и ближайшем Подмосковье, продолжает он. «В 50 км от МКАД, в регионах цена жилья такова, что экономика не складывается. На цену продаж сейчас сильно не повлияешь. Если не уменьшить себестоимость строительства, мы так и будем прижиматься к МКАД», – говорит гендиректор. Уменьшить себестоимость позволило бы более дешевое проектное финансирование, снижение цен за присоединение к сетям для застройщика (и, возможно, корректировка нормативов в зависимости от удаленности от МКАД) – мнение, которое разделяет большинство девелоперов.
«Уже на этапе вхождения в проект мы закладываем некую дельту (запас средств), – делится Алтухов. – И самое худшее, что эти средства всегда куда-то уходят. Сегодня – в том числе на проектное финансирование, потому что ставки гигантские». Впрочем, он не считает строительство инфраструктуры обременением: «Расход есть, но точно так же можно назвать обременением строительство квартир. Дешевле не строить, но мы согласны с правилами игры, раз играем на этом рынке». Минимальное благоустройство «по нормам» обходится, по оценке Алтухова, в 10 000 руб. на 1 кв. м: «Можно строить и без социалки, но ничем хорошим это не заканчивается».
«Это и обременение, и доход, но в первую очередь это инструмент продаж», – формулирует Пучков. Urban Group, по его словам, в этом году получила двукратное увеличение спроса благодаря тому, что предлагает не только квартиры, но и качественную среду обитания с дворами без машин.
Дворы без машин в начале 2000-х гг. начал продвигать «Крост», и, по словам владельца и гендиректора компании Алексея Добашина, пришлось серьезно побороться с надзорными органами и общественным мнением за то, чтобы это стало возможным. Сейчас двор без машин предлагают все чаще в самых разных проектах. «Крост» тем временем ищет новые актуальные для покупателей «полезности». Резвова первым номером называет спортивную инфраструктуру: катки с искусственным льдом, хоккейные коробки во дворах, волейбольные, теннисные площадки – это недорого, гораздо дешевле, чем строить большой стадион. Кроме того, в пространство жилых комплексов стараются интегрировать предметы искусства, постоянно действующие экспозиции, а также развивающие центры для людей разных возрастов. «Это уменьшит нагрузку на большие стадионы, парки, на поликлиники, наконец», – уверен Добашин.
«Мы не хотим формировать убогую среду. И лет через пять то, что сегодня является чем-то большим, чем просто продуктовый магазинчик рядом с домами, переползет в градостроительные нормы», – уверен Алтухов. «Скоро мы будем обсуждать: а стоит ли строить космодром или достаточно вертолетной площадки?» – резюмирует он.
Дата: 17 ноября 2015
Автор: Антон Белоусов
В рамках бизнес-встречи KOMMERSANT INVEST DAY Михаил Рогатых, руководитель направления развития продаж Группы Аквилон Москва, отметил рост спроса на апарт-отели в столице.
В октябре столичные застройщики сумели стабилизировать спрос за счет массового внедрения рассрочек. В Новой Москве и Подмосковье, где покупатели недостаточно богаты для рассрочек и более зависимы от ипотеки, продажи квартир продолжают стремительно падать.
Парящий мост, который объединяет корпуса четвертого квартала «Событие» от «Донстрой» на уровне 50 этажа, удостоился еще одной награды. Теперь он официально зарегистрирован в Книге рекордов России как самый высокий пешеходный мост в жилом здании в Книге рекордов России.
Как один жилой комплекс может удовлетворить запросы самых разных людей: амбициозных карьеристов, семей с маленькими детьми и родителей подростков.
Согласно данным Росреестра, сразу четыре жилых района ГК «А101» вошли в Топ-20 проектов по продаже жилья в России в 2024 году.
Нарядное здание школы площадью более 21 тыс. кв. м предназначено для обучения детей с 1 по 11 классы и предлагает современное образовательное пространство, оснащенное всем необходимым для комфортного, продуктивного обучения и активного досуга.
ГК «А101» подвела итоги продаж квартир с использованием ипотечных кредитов за первое полугодие 2024 года.
Архитектурное бюро MORS ARCHITECTS реализует концепцию интерьеров для «Дома на Зорге» - проекта бизнес-класса ГК «А101», который возводится в районе Сокол вблизи от центра Москвы.
При этом общее количество сделок за первые 2 квартала 2024 г. выросло на 63% по отношению к аналогичному периоду годом ранее. В целом по итогам 2023 года примерно 75% договоров купли-продажи квартир в жилом комплексе были оплачены с привлечением ипотечных средств.
Москвичи голосуют кошельком — и безусловным победителем этого народного голосования на столичном рынке первичного жилья является район «Прокшино».